04.02.2025
«Ой, ты писатель? Ну давай, назови мне пять своих любимых техник прокрастинации!»(с)из ынтырнетов
В хорошем фильме «Не просто счастливый конец» главная героиня печет пироги. Вообще-то она писательница, но когда текст стопорится, она печет пироги. И если редактор ловит ее за этим занятием, то понимает, что с книгой проблемы и надо срочно что-то делать.
У Нила Геймана есть рассказ, как он собирал икеевское кресло (вместо того, чтобы писать). Да и вообще, у него в блоге есть шикарнейший кадр:
Пост1: Каждый раз, когда я вижу в ленте пачку постов от Нила Геймана, я думаю: «Нил… вот ты ж опять прокрастинируешь, вместо того, чтобы писать, да?»
Пост2: Скриншот реакции Нила Геймана под постом1 с подписью «Нил!»
Дуглас Адамс когда-то написал большую часть своей книги «Автостопом по галактике» только благодаря тому, что редактор запер его на несколько дней в гостиничном номере с печатной машинкой, где не на что было отвлекаться.
В прекрасном мультике «Корзинка фруктов» один персонаж из старшего поколения – Сигуре – писатель. Он часто занимается всякой фигней вместо того, чтобы писать (например, лепит из глины и раскрашивает фигурки или едет с младшими в домик у озера на несколько дней прямо в срок сдачи рукописи), и доводит своего редактора до истерик, делая вид, что рукопись еще не готова. А она всякий раз ведется, как ребенок. По-моему, эти игры с редактором тоже часть его прокрастинаторской стратегии.
В дораме «Это наша первая жизнь» героиня тщательно драит квартиру, когда ей не пишется.
И, конечно, в моем любимом сериале «Касл» показаны сотни способов прокрастинации писателя, поскольку главный герой именно писатель. Готовка там присутствует тоже)
Это пост в защиту писательской прокрастинации. Во-первых, потому, что это удобно для окружающих (шутка). Но действительно, писатели очень часто в качестве прокрастинации используют ту деятельность, которую другие избегают как скучную: готовка, уборка, мелкий ремонт дома. Причем, делают они это тщательно, прикладывая усердие и сосредотачиваясь на процессе так, как не делает нормальный человек, для которого это скучная рутина. Почему так?
Потому, что готовка и уборка – это простейшее переключение с внутреннего на внешнее. Писатель живет внутри своей головы 90% времени. Для того, чтобы сочинять, ему с одной стороны не надо контактировать с внешним миром.
«Многие люди слышат голоса, когда никого рядом нет.
Некоторых называют «сумасшедшими» и запирают в комнатах, где они целыми днями смотрят в стену.
Других называют «писателями» и они во многом занимаются тем же».
Рэй Брэдбери
Все, что ДЕЛАЕТ писатель, происходит внутри него. И это занимает столько времени и так сильно поглощает внимание писателя, что, когда он находится в потоке, то просто выпадает из внешней жизни. А когда там, внутри наступает пугающая пустота и тишина белого листа, или же наоборот огромная мешанина обрывков, фрагментов, видений, слов, звуков, первобытный хаос, из которого писателю не удается вытащить ни одной ниточки истории, которую можно было бы намотать в клубок для выхода из лабиринта, он закрывает дверь и выходит вовне.
Именно поэтому лучшие способы писательской прокрастинации – делать что-то руками, соприкасаться с миром, упорядочивать его, творить формы, вкусы, впечатления (это то же самое, что писатель делает с текстом) в реальной жизни своими руками погружаясь в материю, ощущая ее телом, а не внутренним миром.
С другой стороны, именно контакт с внешним миром обогащает душу писателя и дает ему искорки новых идей, смыслов и картин. Прогулки, посещение выставок, общение с людьми, да даже просто поход в кафе, где писатель СЛУШАЕТ и НАБЛЮДАЕТ других людей, – все это складывается в копилочку где-то внутри него. Не думайте, что напрямую, нет, далеко-далеко не всегда увиденное и услышанное будет вложено в текст в том же виде, в котором оно было в реальности. Я бы даже назвала это не копилкой, а компостом, извините за садоводческую терминологию. Но все, полученное извне, сваливается в одну кучу, перемешивается, преет, разлагается на составные частички, перемешивается между собой, связываясь по-новому, а потом дает силы чему-то прорасти и расцвести. И часто чудо-дерево, растущее на таком компосте плодоносит совсем не тем, чем его удобряют.
Третье, что дает писателю прокрастинация или почему писатели так часто прокрастинируют – это время.
Может быть, странно звучит: как так, ты не сидишь за клавиатурой в этот момент, ты не пишешь, значит – ты теряешь время, которое мог бы потратить на свою деятельность. Это – линейное мышление. Когда у меня есть понятная задача, которую нужно механически сделать – это действительно так: садись и делай. Есть текст в голове, ты его печатаешь, – всё просто. Но откуда этот текст берется?
Для сложной интеллектуальной деятельности: творчества, решения сложных задач, конструирования/дизайна, создания программного обеспечения и т.д., – в мозге предусмотрен другой вариант режима работы. Это рывковая деятельность. Она состоит из нескольких этапов: