04.03.2025
В предыдущих постах я рассказывала о писательской прокрастинации и прокрастинации в целом. А это первый пост про методы выхода из состояния прокрастинации и переключения на нужное действие.
Итак, способ номер один против прокрастинации страха (стресса, тревожности) – это та-дам письменные практики.
Вы наверняка что-то о них слышали. «Утренние страницы», свободное письмо, оно же «фрирайтинг» и подобные, – ими наводнены статьи о полезных привычках, успешном успехе и психологическом здоровье. Чтобы быть уверенными, что мы с вами говорим об одном и том же, я сформулирую понятие письменной практики, как любой практики, основным способом достижения психологического эффекта в которой является процесс письма. Содержание написанного текста при этом не является главным, хотя может помогать.
И тут есть нюанс (да-да, как в том анекдоте) для любого профессионального писателя, с которым я в свое время столкнулась и даже поконфликтовала с преподавателем психологии, которая всем эти самые практики пихала. Если вы пишете от случая к случаю, например, только заполняя анкету или поздравительную открытку, если ваша работа заставляет вас разве что заполнять заявления на отпуск, да периодически писать +- шаблонные деловые письма, – для вас письменные практики будут давать сильный эффект. А вот если вы, как я, несколько лет по 8 часов в день писали документацию или публицистику или художку, не так важно, что, но по большей части генерили текст с нуля, придумывали, а также, корректировали, редактировали, – и всё это изо дня в день, то для нас с вами эффект от письменных практик будет минимальным!
Да, я могу в режиме свободного письма написать хорошую вещь, которая понравится другим людям («Шелкопряда» я именно так и написала), но для меня самой психологический эффект будет минимальным.
В чем тут дело? И почему письменные практики помогают? Да потому, что это реально сложный процесс, активирующий префронтальную кору. Как это происходит? Внутри человека существуют или синтезируются некие мысли, оформленные в его внутренней знаково-символьной системе. Дальше ему нужно произвести ряд движений, задействующих точную мелкую моторику, в процессе чего еще и активируются подушечки пальцев – максимально насыщенные нервными окончаниями области, чтобы перевести свои мысли и зафиксировать их на бумаге/экране планшета/ноутбука. При этом обязательно нужно будет перевести мысль из внутренней знаково-символьной системы в принятую в социуме (язык) и очень сильно обусловленную опытом, культурой и традициями этого социума. То есть, войти во взаимодействие с обществом (это мы все еще пишем наедине сам с собой, а на самом деле, переругиваясь с Пушкиным за каждое слово). После чего человек видит кусочек своего внутреннего мира, измененный во время этого сложного перевода и выведенный из себя на внешнее пространство листа. И происходит обратное декодирование (в просторечье – чтение), в результате которого в мозге появляется еще один виртуальный отпечаток мысли, не совпадающий с первоначальным (до 80% несхожести из-за потерь информации в процессе кодирования-декодирования).
Я специально это все расписала. Мы не думаем и не отслеживаем это, когда пишем или печатаем, но это всякий раз происходит.
Теперь про средства. Почему все эксперты кричат, что писать надо обязательно от руки на бумаге? Да потому, что движения при этом сложнее, требуют от мозга больше усилий, внимания, точности и контроля, чем нажатие клавиш. Хотя нажатие 2-3 клавиш одновременно и слепая печать десятью пальцами – это тоже нетривиальные задачи. Ну и еще потому, что многие не привыкли работать с клавиатурой: печатают одним пальцем вместо десяти, перед этим долго выискивая нужную клавишу, что прерывает течение мысли и создает ненужный в письменный практиках процесс переключения между думаю, как сделать, и делаю.
Так вот, для писателя всё вышеописанное упрощается до минимума и переходит в разряд автоматических действий. То, что называется «делать спинным мозгом». Не им, конечно, но структурой мозга, отвечающей за воспроизведение привычных действий – стриатумом. Но до префронтальной коры здесь дело не доходит. Упс.
И это не сверхспособность, это тупо накопленные часы опыта по 40 часов в неделю, а то и больше, потому что у меня, например, бывали прекрасные периоды: отработала 8 часов с документацией, потом вычитала присланные в газету статьи на добровольных началах, а потом села писать собственное произведение. Поэтому в какой-то момент я отследила, что для меня фрирайтинг ничего не дает, никакого облегчения, упорядочивания мыслей и т.д. Единственный эффект и то слабый – выбросить из головы висящий там сюжет. (Я всегда нахожу новую дурь))
Ну что, дорогие, как нам выбраться из западни собственной неосознанной компетентности? Правильно, сдвинуть действие в непривычную для нас область.
Для этого я могу предложить несколько способов.
Главное условие для того, чтобы письменные практики работали – это придерживаться баланса:
А теперь сама практика, чтобы выйти из прокрастинации и заняться наконец делом.
Письменная практика "незаконченные предложения".
Итак, берем листик и ручку/карандаш/стилос)) Ставим таймер на 3-5 минут (в крайнем случае – 10). Тут нет задачи устать, есть задача просто переключиться с тревоги/переживаний/ступора на рабочий режим.
И пишем следующие предложения, заканчивая их, исходя из ваших обстоятельств.
Я обычно пишу по порядку, пока не закончится время или пока не смогу придумать окончание предложения. Потом перечитываем.
Техника безопасности – если чувствуем усиление негативной эмоции, прекращаем! Это не столько для того, чтобы пожаловаться, сколько для того, чтобы собраться, а раскачивание эмоции вас наоборот разберет.
Правильное выполнение – логичное, краткое (помним, да, что пишем непривычным способом, тут сочинение не накатаешь), привязанное к реальности, так что в идеале вырисовывается план действий, или представление о приоритете. Но сразу план писать не надо, структура рождается из ответа на вопрос.
Автор методики – Дарья Кутузова.
Сделали?
Молодцы! Теперь садитесь писать (идите работать)). Главное – приступить сразу. То есть, чувствуете, что никак, тревога, лучше я пирог испеку… садитесь за письменную практику. Вытаскиваете тревогу, находите ресурс (это всё есть в самих незаконченных предложениях), успокаиваетесь, начинаете соображать (передаете управление префронтальной коре от орущей миндалины), и у вас есть 20 минут для того, чтобы начать действовать.
Если за эти 20 минут вы вошли в рабочий режим, отлично. Если не совсем, то сделайте упражнение на авторизацию результата. Любого, даже маленького, даже негативного. Дайте себе хороших гормонов.
Лично я использую эту практику, когда мне предстоит понятное, но неприятное дело, вызывающее приступ прокрастинации.
В следующем посте будет про составление списка ресурсов, вешание бирок и смену позиции наблюдателя (но это не точно)).